Радиоуправляемые машины — История развития

Автор: · Дата: 22 ноября 2012 · Просмотров: 6 147 · Есть 2 коммент.

История первых радиоуправляемых машин берет свое начало с 1940 года. В этой статье мы постарались учесть основные этапы развития RC индустрии и рассказать как она появилась, эволюционировала и изменялась на протяжении многих десятков лет.

Одним из интересных фактов является то, что история развития радиоуправляемых машин не ограничивается каким-либо конкретным государством или же списком компаний. В связи с тем что радиоуправляемые модели пользуются огромной популярностью во многих странах мира, все эти страны имеют свою собственную историю и свой список компаний, так или иначе повлиявших на общий прогресс развития отрасли. Некоторым из них было суждено стать крупнейшими RC компаниями, занимающими лидирующие позиции на рынке и по сей день, в то время как другим исчезнуть.

Первые компании выпускающие радиоуправляемые машины

Возможно вы будете удивлены, но первые радиоуправляемые машины начали появляться в начале 40х годов XX века и были они с калильными двигателями (а первый калильный двигатель был изобретен Биллом Брауном в 30х годах, о чем мы писали в данной статье), работающими на нитрометан-содержащем топливе, а также с небольшими бензиновыми моторами. Размеры первых моделей были довольно невелики, а их возможности весьма ограничены. Первые модели машин не имели как такового управления и запускались только по кругу при помощи корда (кордовые модели). О каком-либо коммерческом применении радиоуправляемых машин в те далекие времена еще никто не думал, а первые модели собирались исключительно энтузиастами. Ниже представлено уникальное видео 1941 и 1946 годов, снятое в Америке, демонстрирующее кордовые модели машин и лодок тех лет.


Помимо кордовых моделей машин были и слотовые. Они отличались от первых тем что для их запуска требовалась постройка специальной трассы в конструкции которой присутствовало несколько линий рельс на которые устанавливались модели машин. Модели стартовали одновременно, а побеждала та которая приходила к финишу первой. Сначала все эти модели были с двигателями внутреннего сгорания. Позже их заменили машины с электродвигателями, с дальнейшим развитием класса слотовых гонок. Ниже представлено видео 1956 года, наглядно демонстрирующее как это было.

Насколько известно, примерно в это же время (середина 50х) начали появляться первые машины с настоящим радиоуправлением. Правда полноценным радиоуправлением назвать это было нельзя, так как, во-первых, оно было дискретным (работа по принципу ВКЛ/ВЫКЛ), а во-вторых, позволяло выбирать лишь направление движения модели. Пропорциональное управление поворотом передних колес и оборотами двигателя появилось лишь в середине 60х.

Коммерческое производство радиоуправляемых машин также началось в середине 1960х, когда итальянская компания Elettronica Giocattoli (также известная как El Gi) основанная в городе Реджо-Эмилия, впервые начала серийное производство автомоделей для последующей продажи. Первой моделью от этой компании стала Ferrari 250LM в масштабе 1/12. Она появилась в продаже в декабре 1966 года, в Великобритании, а позже появилась и модель Ferrari P4 в масштабе 1/10. Впервые El Gi показали ее на выставке Milan Toy Fair в начале 1968 года. Фактически эти машины не были радиоуправляемыми. Это были дистанционно управляемые модели с проводным пультом управления.

В середине-конце 60х британская компания Mardave, основанная в Лестере, также начала производство коммерчески жизнеспособных радиоуправляемых машин. Их первые модели были с калильными и бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Они продавались в местных магазинах в начале 70х годов.

В начале 1970х еще несколько компаний начали выпускать коммерческие модели RC машин. Некоторые из них начинали как компании по производству слотовых моделей, но с ростом популярности машин на радиоуправлении они также начали выпускать такие автомодели. В списке этих компаний были такие компании как Associated Electrics, Thorp, Dynamic, Heathkit, Taurus, Delta, Scorpion, Ra-Car, Kyosho, Mardave, PB. Многие из них выпускали шоссейные автомодели с калильными моторами масштаба 1/8 в классе Pan Car. В это же время (конец 60х, начало 70х) в Америке начал активно развиваться класс данных моделей и уже в 1968 году ассоциация ROAR провела первый национальный чемпионат в США, а в 1971 году такой же чемпионат прошел и в Великобритании. Ниже представлено несколько фото моделей тех лет.

Некоторые модели сохранились до наших дней.

В конце 70х начал активно развиваться класс шоссейных машин класса Pan Car с электродвигателем, в масштабе 1/12. До этого времени класс 1/8 нитро был единственным популярным классом. В 1978 году компания Associated выпустила электро шасси RC12E.

В 1976 году японская компания Tamiya выпустила свой первый набор радиоуправляемой машины в масштабе 1/12 с названием Porsche 934 Turbo RSR, который разошелся в количестве 100 000 штук всего за один год. До этого Tamiya уже была довольно популярной и известной компанией так как выпускала наборы пластиковых стендовых моделей.

Первые радиоуправляемые машины от Tamiya были довольно дорогими, но это не мешало им продаваться достаточно быстро. В скором времени они начали производить более универсальные наборы моделей, которые можно было запускать на любой местности. В действительности, Tamiya стала первой компанией которая начала выпускать вседорожные радиоуправляемые модели багги. В 1979 году они выпустили модели Sand Scorcher и Rough Rider. Дизайн данных машин был скопирован с настоящих песчаных багги. Реклама моделей Sand Scorcher и Rough Rider, показываемая по ТВ в 1979 году, представлена ниже.


С этого времени началась золотая эра офф-роад моделей. Данный класс начал стремительно развиваться как на клубном так и на бытовом уровне, увеличивая популярность данного вида хобби по всему миру. Компания Tamiya продолжала выпускать различные внедорожные модели. В то время, почти каждый что-нибудь слышал о багги Tamiya Frog и Hornet. Также, компания приступила к выпуску моделей грузовых пикапов, например таких как Toyota HiLux Pickup, имеющие реалистичную 3-скоростную трансмиссию и рессорную подвеску. Эти модели реалистично выглядели, были крепкими, их можно было легко настроить и починить в случае поломки. Радиоуправляемые машины от Tamiya стали настолько популярны что, фактически, их можно причислить к тем моделям которые произвели настоящий бум в RC хобби в начале-середине 80х годов XX века и задали основные каноны развития для всех современных радиоуправляемых автомоделей.

Первые модели от Tamiya и, в частности, первые внедорожные модели, особенно ценятся коллекционерами. Возможность заполучить в свою коллекцию одну из таких моделей не останавливает коллекционеров платить по 3000$ и более. Иногда такие винтажные образцы появляются на интернет-аукционах в первозданном виде, т.е. в виде набора для сборки. Не угасающая популярность моделей тех лет сподвигла Tamiya начать повторный выпуск этих машин в настоящее время (например Tamiya Hornet), с незначительными изменениями.

Еще одно немаловажное нововведение в RC хобби в 1980 году привнесла британская компания Schumacher Racing. Она изобрела настраиваемый шариковый дифференциал, что позволило вывести настройку моделей на качественно новый уровень. Ранее, почти на все шоссейные радиоуправляемые модели устанавливались цельные передние и задние оси, в то время как на внедорожных моделях использовались шестеренчатые дифференциалы.

Современные тенденции развития

В 1984 году корпорация Associated Electrics (известная сегодня как Associated) представила свою первую электрическую внедорожную модель для участия в соревнованиях — багги RC10. Она была спроектирована с упором на высокую производительность и способностью выдерживать большие нагрузки. В ее конструкции использовался высококачественный алюминий, в амортизаторах (также из алюминия) было залито масло, подвеску можно было настраивать, в трансмиссии были использованы шарикоподшипники с защитой от грязи, а колесные диски были составными, изготовленные из высокопрочного нейлона. Багги RC10 довольно быстро обрела популярность и стала доминировать в классе офф-роад электро 1/10.

RC10 стала первой офф-роад моделью от Associated. До этого компания специализировалась исключительно на шоссейных моделях с нитро двигателем.

В 1986 году английская компания Schumacher Racing представила модель багги с названием Competition All Terrain или же сокращенно CAT. Довольно быстро эта модель обрела звание лучшей полноприводной радиоуправляемой машины тех лет, а в 1987 году она выиграла чемпионат мира. Также, стоит добавить, что багги CAT значительно увеличила интерес моделистов по всему миру к классу 4WD Off-Road электро.

Еще один большой вклад в RC индустрию сделал человек с именем Джил Лоси (Gil Losi) младший. Его семья владела и управляла внедорожным треком “Ranch Pit Shop R/C”, расположенным в Помоне, штат Калифорния. В колледже Лоси проявил интерес к изучению техники, а также технологии литья пластика под давлением. В конечном итоге этот интерес вылился в создание компании Team Losi. Первой моделью от компании Team Losi стала 2WD багги JR-X2, выпущенная в 1988 году. Выход этой модели послужил началом серьезного соперничества между компаниями Team Losi и Team Associated, которое продолжается и по сей день.

Компания Team Losi получила множество наград за достижения и инновации в сфере RC. Одним из важных достижений стало начало производства колесных покрышек из натурального каучука. К другим можно отнести начало производства первой полноприводной модели багги, собираемой в США, а также изобретение внедорожной электро модели Mini-T в масштабе 1/18, которая стала родоначальником нового класса автомоделей.

В 1990 году компании Team Losi и Team Associated имели контроль над основной частью американского рынка радиоуправляемых машин, но к тому времени уже появились такие компании как Traxxas и японская Kyosho, которые также начали выпускать конкурентоспособные off-road модели. В то время когда Team Losi и Team Associated были заняты соперничеством с друг другом в США, компания Schumacher Racing набирала популярность в Европе.

В 1994 году компания Traxxas выпустила свою первую модель 2WD монстр трака Stampede, а японская компания HPI свою первую радиоуправляемую машину Super F1. До 1994 года HPI занималась только выпуском опциональных деталей и аксессуаров.

Интересным фактом является то, что за все время существования двух основных классов радиоуправляемых машин (нитро и электро) оба класса претерпели существенные изменения в плане силовых установок, используемых на моделях. В классе электро моделей наблюдается постепенный отказ от использования щеточных электромоторов и NiMh аккумуляторов в пользу более мощных и надежных бесколлекторных электромоторов и легких LiPo аккумуляторов. В то время как в классе нитро заметно постепенное увеличение рабочего объема двигателя. Сейчас уже сложно встретить калильные двигатели с объемом 0.12 и 0.15 кубических дюйма, зато число двигателей с объемом 0.32 и 0.46 кубических дюйма неуклонно растет.


Рубрика: Видео, Новости (слайдер), Статьи · Запись имеет метки: , , ,  

Комментарии

  1. [...] призовые места на чемпионатах всех уровней, а их история развития уходит в далекий 1987 [...]

  2. [...] Вам очень дорог. Также читайте полную версию статьи Радиоуправляемые машины — История развития [...]





Оставить комментарий или два